Наследство по завещанию: пропущен срок

Содержание

Завещание обладает приоритетом перед очередностью наследования по закону. Между тем нередки ситуации, когда наследникам неизвестно о факте его существования, или завещательный документ обнаруживается спустя несколько лет после смерти наследодателя. Можно ли получить наследство по завещанию, когда пропущен срок его принятия? Законом предусмотрена возможность его восстановления, однако на практике это сделать не просто.

Наследство по завещанию пропущен срок

Почему наследники пропускают срок обращения за наследством

Завещание имеет юридическую силу с момента его составления, при этом правовые последствия сделки наступают только после смерти завещателя. Тайна завещания охраняется законом, поэтому нотариус, присутствующие свидетели не вправе сообщать информацию о нем третьим лицам. Таким образом, наследники могут узнать о факте его составления только от самого наследодателя. Если в силу каких-то причин он не сообщил правопреемникам о своей воле, они могут находиться в неведении даже после его смерти.

Нотариус принимает заявления о принятии наследства в течение 6 месяцев после смерти наследодателя. Он проверяет по общей базе ЕИС нотариата факт составления завещания умершим лицом. В его обязанности входит информирование всех наследников о факте открытия наследства. Кроме того, сейчас в общем доступе находится  Реестр наследственных дел, где можно ввести ФИО наследодателя и получить сведения о наличии завещания и нотариусе, который его заверил.

Значок информация

Не следует путать знание о факте составления завещания (его содержание все равно неизвестно) и открытия наследства. Информацию о смерти наследодателя наследники, особенно дальние родственники (или вообще не состоящие в родстве люди), могут и не получить вовремя. Иногда она скрывается сознательно, иногда это происходит в силу того, что наследники просто не знают об их существовании и месте жительства.

Поэтому и оказывается пропущенным срок обращения к нотариусу.

Внесудебный порядок восстановления пропущенного срока

Свидетельство о праве на наследство выдает нотариус, к которому обратились наследники по закону или по завещанию. Он обязан это сделать по прохождении полугода с момента смерти завещателя. Если к нему обращается наследник, пропустивший установленный срок принятия наследства, он вправе аннулировать ранее выданные документы о праве и оформить новые. Но при одном условии: все остальные правопреемники выразили письменное согласие на это действие. При этом закон не ограничивает срок обращения к нотариусу — это можно сделать в любое время после закрытия наследственного дела.

Появление нового претендента на наследство обычно не радует тех, кто уже получил его. Их доля уменьшается, а в некоторых случаях правопреемники, принявшие наследственное имущество, лишаются его. Например, в случае, если объявившийся наследник по завещанию получает всю оставленную собственность. На практике, пропустившему срок претенденту, чаще всего приходится обращаться в судебные органы.

Восстановление пропущенного срока через суд

При обнаружении завещания по истечении сроков, наследник мог уже принять наследство по другим основаниям (по закону, праву обязательной доли), или вообще не знать о его открытии. В любом случае, даже когда наследство было принято, ему необходимо восстановить срок принятия наследства, если он хочет получить завещанное ему имущество.

Правила восстановления пропущенного срока установлены п.1 ст.1155 ГК РФ. Они изложены в самых чертах и предусматривают совокупность выполнения нескольких условий:

• наследник не знал и не мог знать об открытии наследства;
  • пропустил срок в силу уважительных оснований;
  • обратился в суд в течение 6 месяцев после устранения мешающих причин.

Очевидно, что указанная статья допускает неоднозначное и субъективное толкование. Так, невозможно доказать, что наследник не знал о смерти завещателя, если он принял наследство по закону, и в то же время не знал о наличии завещания в его пользу. Здесь играет роль форма заявления нотариусу.

Если в нем не были указаны никакие основания, то считается, что наследник принимает наследство полностью. Если же он написал, что принимает имущество наследодателя, причитающееся ему по закону, суд, скорее всего, откажет в восстановлении срока принятия наследства по завещанию. Если наследник не принимал наследство по другим основаниям, в исковом заявлении он может сослаться на отсутствие сведений об открытии наследства.

Что суд считается уважительной причиной

Закон не расшифровывает это понятие, следовательно, оценка обстоятельств, в силу которых наследником был пропущен срок, всецело зависит от субъективного мнения судьи. В Постановлении Верховного суда № 9 от 27.05.2012 названы лишь некоторые из причин, которые может принять во внимание суд:

• тяжелая продолжительная болезнь, длящаяся больше полугода;
  • беспомощное состояние, связанное с травмой, инвалидностью;
  • нахождение в местах, где отсутствуют средства связи.

Не признаются уважительными такие основания, как временное расстройство здоровья, незнание закона о порядке наследования, отсутствие сведений о точном составе наследственного имущества. Так, например, истец своевременно не обратился к нотариусу, потому что посчитал наследство незначительным. Когда обнаружилась неизвестная ранее собственность наследодателя, он решил восстановить пропущенные сроки и получить его. Такая причина не будет принята во внимание.

Судебная практика по делам о наследовании

Исковые заявления о восстановлении пропущенных сроков занимают большую долю в наследственных делах. Судебные решения очень противоречивы, нередко обжалуются в апелляционном и кассационном порядке.

Значок Нотариус

В подавляющем большинстве случаев, незнание наследника о наличии совершенного в его пользу завещания, независимо от факта осведомленности о смерти наследодателя, не признается в качестве уважительной причины пропуска срока на принятие наследства.

Однако есть и противоположные решения судов, когда пропущенный срок восстанавливается, особенно если имущество завещано несовершеннолетним детям.

В Москве преобладает тенденция отказа в восстановлении срока со следующей мотивировкой: родственники должны заботиться друг о друге, интересоваться здоровьем и знать о смерти наследодателя. Другими словами, факт незнания об открытии наследства не считается уважительной причиной.

Консультация нотариуса по наследственным делам

Если наследник по завещанию оказался в ситуации, когда пропущен срок вступления в наследство, ему нужно, прежде всего, обратиться к нотариусу. Необходимо знать, кто получил имущество, потому что при подаче судебного иска именно эти лица будут выступать в качестве ответчиков.

Кроме того, нотариус предпримет необходимые действия, чтобы получить согласие других правопреемников. Если попытка не увенчается успехом, он напишет отказ в выдаче свидетельства пропустившему срок наследнику, который потребуется для суда. Исходя из практики, нотариус рекомендует наиболее выгодную линию поведения.

Наша нотариальная контора находится в центре Москвы, график работы ежедневный, включая выходные и праздники. В будние дни мы работаем до 21 часа вечера. Записаться на прием можно прямо на сайте, или позвонив по указанному телефону.

* Общий перечень документов для вступления в наследство

Мы находимся:

м. Пушкинская, Страстной бульвар, д. 7, стр. 1