Наследование дарственной

Содержание

Согласно действующим нормам, имущество, полученное по дарственной, является личным и при наследовании не включается в супружескую долю. Наследники получают и делят между собой подаренную недвижимость, другие вещи без оглядки на Семейный кодекс. Кроме того, наследодатель вправе по завещанию передать имущество любому, даже постороннему человеку. Однако при наличии дарственной наследование отличается некоторыми нюансами.

Договор дарения и его особенности

Предметом дарственной является безвозмездная передача имущества в собственность другому лицу или обещание передать его в будущем. Условие перехода собственности после его смерти делает договор ничтожным. Чаще всего документ составляется в письменной форме, а по желанию участников может быть заверен нотариусом. Сделка считается заключенной с момента передачи имущества. Закон предусматривает возможность ее односторонней отмены, что может осложнить процесс наследования имущества.

Отмена дарения и наследование

В дарственной можно предусмотреть право дарителя отменить сделку, если он переживет одаряемого. Таким образом, в случае смерти нового владельца, он сможет потребовать передачи вещи обратно в свою собственность. Она не войдет в состав наследственной массы умершего. Его наследники будут обязаны возвратить вещь дарителю по требованию, а если они не сделают этого добровольно, у него появится возможность потребовать исполнения этой обязанности в судебно-принудительном порядке.

Значок информация

Однако условие возможности отмены дарения не мешает тому, кто получил подарок, распорядиться им при жизни любым способом: продать, написать дарственную на чье-то имя, сдать в аренду, в залог. Он должен помнить, что завещание подаренной вещи может оказаться под вопросом, если он умрет раньше дарителя.

В статье 578 ГК РФ указано, что в случае отмены дарения одаряемый обязан вернуть вещь при условии, что она сохранилась в натуре к моменту отмены.

Наследование дареной недвижимости

При получении в порядке наследования подаренной наследодателю квартиры могут возникнуть ситуации, усложняющие положение наследников.

1. Даритель фактически передал одаряемому лицу ключи от квартиры, сделка дарственной считается заключенной. Однако ее получатель умер, не успев оформить недвижимость в Росреестре. Договор дарения считается правоустанавливающим документом, на основании которого нотариусом будет выдано свидетельство о праве. Оно, в свою очередь, является основанием для регистрации перехода прав к наследникам.
  2. Документ предусматривал обещание подарить квартиру, но не был исполнен вследствие смерти одной из сторон. В таком случае, наследники дарителя, обещавшего ее подарить, обязаны выполнить его обязанность. К наследникам одаряемого не переходит право наследования по дарственной, если имущество не было фактически передано при жизни.
Значок НотариусВопрос нотариусу:

Завещание или дарственная — что лучше и надежнее?

Ответ: Завещание является для наследодателя наиболее безопасным способом распоряжением своим имуществом, поскольку дает право изменять своё решение. Для одаряемого же дарственная считается очень выгодной и безопасной, поскольку оспорить ее очень сложно.

Оспаривание дарственной наследниками

Наследники умершего дарителя могут оспорить документ после его смерти на том основании, что сделка нарушает их имущественные права. Для этого они должны представить суду серьезные аргументы:

• даритель был недееспособен и это подтверждается документами психоневрологического диспансера, прижизненным медицинским заключением;
  • на владельца недвижимости было оказано психологическое (физическое) воздействие с целью принуждения к сделке;
  • сделка дарения была мнимой: например, предприниматель в стадии банкротства пытался скрыть от кредиторов свое имущество.
Значок Нотариус

Свидетельство о праве на наследство оформляет нотариус при обращении заинтересованных лиц. Он может выявить недействительность дарственной, если она была оформлена с явными нарушениями: не был четко описан предмет, дарителю было меньше 18 лет, в документе содержалось условие о передаче имущества после смерти.

Для вступления в наследство понадобится общий список документов.

Наша нотариальная контора специализируется на ведении наследственных дел, расположена в центре Москвы. Мы работаем ежедневно, до 21.00 вечера в будние дни и до 20.00 в выходные. Записаться на прием можно по телефону и с помощью формы заявки на сайте.

Мы находимся:

м. Пушкинская, Страстной бульвар, д. 7, стр. 1